Мищук В. В.

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ «ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ» ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ БАЗ И МЕТОДОВ


Об авторе:

Мищук В. В.

Рубрика:

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Тип статьи:

Научная статья.

Аннотация:

В связи с реформированием высшего медицинского образования и построения новой системы здравоохранения в Украине на период 2015-2025 годов, одними из основных и первоочередных задач является уменьшение летальности от острой хирургической патологии, политравм, онкологических заболеваний, для чего необходимо повышать качество учебного процесса, а этому может способствовать улучшение его материально-технического обеспечения, создание учебно-тренинговых ситуационных центров. Знания и навыки, которые студенты получают на кафедре общей хирургии являются базовыми для целого блока дисциплин, обеспечивающих профессионально-практическую подготовку, в частности таких, как абдоминальная хирургия, основы трансфузиологии, онкологии, сосудистой хирургии, амбула-торного ее звена. Цель работы – оценить отношение студентов к возможностям усвоить на различных базах кафедры хирургии предмет «Общая хирургия». Объект и методы. На основе анонимного анкетирования 78 студентов II курса медицинского факульте-та оценена возможность и полнота усвоения практических навыков и отдельных тем данной дисциплины на различных базах кафедры. Установлено, что 82,05% студентов считают целесообразным изучать методы остановки кровоте-чения, гнойные заболевания мягких тканей в условиях вивария с последующим совершенствованием в хирургическом отделении. В такой же последовательности можно отработать практические навыки по оказанию помощи при омертвении, некрозах, свищах, совершенствуя усвоение этого материала на клинических базах, а такую последовательность одобрили 84,6% опрошенных. Участие в клинических обходах и ургентных дежурствах дает возможность лучше усвоить такие темы, как эндогенная интоксикация при острой хирургической инфекции, методику обследования хирургических больных, обмороки, гипо-волемический шок, на что указывают 89,7% опрошенных. Такое же количество студентов имеют жела-ние наблюдать за динамикой клинической картины хирургических заболеваний, учиться клиническому мышлению. Таким образом, по результатам анонимного тестирования студентов можно получить ценную информацию об их заинтересованности в лучшем усвоении предмета общей хирургии.

Ключевые слова:

общая хирургия, учебные базы, анкетирование студентов

Список цитируемой литературы:

  1. Волошин М.М. Особливості проведення практичних занять з клінічного мислення на кафедрі загальної хірургії / М.М. Волошин // Галицький лікарський вісник. – 2014. – Том 21, № 3. – С. 84-85.
  2. Годлевський А.І. Особливості викладання абдомінальної хірургії в умовах реформування вищої медичної освіти та побу-дови нової системи охорони здоров’я в Україні на період 2015-2025 років / А.І. Годлевський, С.І. Саволюк, В.В. Балабує-ва // В кн..: «Проблеми та перспективи вищої медичної школи у розробці та реалізації національної стратегії і побудови нової системи охорони здоров’я в Україні на період 2015-2025 років»; Тези доповідей навчально-методичної конферен-ції 25 березня 2015 року / ред.: В.М. Мороз, Ю.Й. Гумінській, Л.В. Фоміна. – Вінниця, 2015. – С. 40-42.
  3. Гуменюк А.Ф. Формування клінічного мислення – пріоритетне завдання у вихованні майбутніх лікарів в Україні / А.Ф. Гуменюк, І.В. Баранова // В кн.: «Проблеми та перспективи вищої медичної школи у розробці та реалізації національної стратегії і побудови нової системи охорони здоров’я в Україні на період 2015-2025 років»; Тези доповідей навчально-методичної конференції 25 березня 2015 року / ред.: В.М. Мороз, Ю.Й. Гумінській, Л.В. Фоміна. – Вінниця, 2015. – С. 43. 
  4. Етичні та юридичні аспекти викладання загальної хірургії в контексті Болонського процесу. Навчально-методичні та ор-ганізаційні питання викладання фундаментальних проблем хірургії у вищих навчальних закладах / В.П. Андрущенко, А.С. Барвінська, В.В. Куновський [та ін.] // Актуальні проблеми сучасної медицини. Вісник Української медичної стома-тологічної академії. – 2007. – Том 7, Випуск 1-2. – С. 295-297.
  5. Задорожний В.В. Сучасні аспекти викладання дисципліни «Загальна хірургія» за кредитно-модульною системою / В.В. Задорожний, С.О. Мунтян, С.І. Баранник, П.В. Лященко // Вісник Вінницького національного медичного універси-тету. – 2014. – Т. 18, № 1 (2). – С. 225-227.
  6. Короткова М.Н. Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала: pro et control / М.Н. Короткова, М.С. Ким // Молодой учёный. – 2015. – № 5. – C. 405-408.
  7. Модернізація навчального процесу із загальної хірургії в контексті Болонського процесу / О.Г. Бутирський, О.Ч. Хаджи-єв, В.В. Ващук [та ін.] // Вісник Української медичної стоматологічної академії. – 2007. – Том 7, Випуск 1-2. – С. 289-301.
  8. Организация работы студенческого научного кружка на кафедре общей хирургии в условиях кредитно-модульной системы / А.В. Бороша, А.П. Курсто, Е.А. Герасименко [и др.] // Украинский журнал хирургии. – 2014. – № 2 (25). – С. 146-149.
  9. Рефлексивний підхід при модульному навчанні хірургії студентів медичних вузів / В.І. Лупальцов, Р.С. Ворощук, А.І. Яг-нюк, І.А. Дехтярук // Вісник Вінницького національного медичного університету. – 2014. – Т. 18, № 1 (2). – С. 235-238.
  10. Шушляпин О.И. Медицинское образование в рамках Болонской конвенции: инновационные подходы и перспективы со-вершенствования и актуализации педагогического процесса / О.И. Шушляпин, М.И. Кожин, С.И. Крапивко // Новости медицины и фармации. – 2013. – № 14 (465). – С. 24-25.
  11. Medical education and Bologna process in Croatia / N. Cikes, M. Kapovic, S. Jankovic [et al.] // Abstracts of Annual Conference AMSE «Medicine at the beginning of the third Millenium». – Krakow, 2006. – P. 6-7.
  12. Rendas A. Problem based learning in medical education – new development / A. Rendas // Abstracts of Annual Conference AMSE «Medicine at the beginning of the third Millenium». – Krakow, 2006. – P. 11.

Публикация статьи:

«Вестник проблем биологии и медицины» Выпуск 2 (136), 2017 год, 221-224 страницы, код УДК 378.147+617+616-089