Босенко А. И., Борщенко В. В., Топчий М. С., Шавинина А. А.

СОСТОЯНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛЯЦИИ КАРДИОРИТМА У ДЕВОЧЕК 7-16 ЛЕТ НА ПРОТЯЖЕНИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ


Об авторе:

Босенко А. И., Борщенко В. В., Топчий М. С., Шавинина А. А.

Рубрика:

ФИЗИОЛОГИЯ

Тип статьи:

Научная статья.

Аннотация:

Проведено лонгитудинальное изучение состояния механизмов регуляции кардиоритма дево-чек 7-16 лет в норме и при дозированной физической нагрузке. В обследованиях приняли участие девоч-ки 7-16 лет, которые проходили тестирование в конце каждого учебного года в состоянии относительного покоя, непосредственно при выполнении физической нагрузки и на пятой минуте восстановления. Результаты исследований показали, что в состоянии относительного мышечного покоя наблюдалась положитель-ная тенденция к усовершенствованию состояния механизмов регуляции сердечного ритма с возрастом (в 15-16 лет), с периодами достоверных изменений в сторону напряжения в младшем школьном возрасте (7-9 лет) и во второй половине подросткового периода (13-15 лет). Выполнение циклической работы с посто-янно возрастающей мощностью сопровождалось достоверным увеличением индекса напряжения во всех возрастных группах и высокой активацией центрального и гуморального каналов регуляции. Установлено выраженное в таких условиях преобладание симпатических влияний на ритм сердца. С возрастом у девочек в целом увеличивается степень совершенствования механизмов регуляции сердечного ритма, происходит переход роли управления кардиоритма от центрального контура к автономному, повышаются функциональ-ные адаптационные возможности девочек, что в конечном итоге, обеспечивает выполнение физической нагрузки с реверсом в больших объемах и в более оптимальных условиях. Полного восстановления состоя-ния механизмов регуляции сердечной деятельности в ранний период (до 5 мин.) не происходит, что может служить критерием для дозирования нагрузок в процессе физического воспитания в общеобразовательной школе.

Ключевые слова:

сердечный ритм, механизмы регуляции, девочки-школьницы, физическая нагрузка, возрастная динамика

Список цитируемой литературы:

  1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под. ред. Д.В. Колесова; Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 152 с.
  2. Артеменков А.А. Изменение вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам / А.А. Артеменков // Гигиена и санитария. – 2007. – № 1. – С. 62-63.
  3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. – М.: Наука. – 1979. – 296 с.
  4. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Бер-сенева. – М.: Медицина, 1997. – 237 с.
  5. Білецька В.В. Адаптаційні можливості серцево-судинної системи дітей молодшого шкільного віку за показниками варі-абельності серцевого ритму / В.В. Білецька // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. – 2010. – № 2. – С. 60-64.
  6. Богдановська Н.В. Адаптивні можливості серцево-судинної системи дітей шкільного віку та шляхи їх оптимізації: автореф. дис ... канд. біол. наук: 03.00.13 / Надія Василівна Богдановська; В.о. Київ. нац. ун-т ім. Т. Шевченка.– К.: [Б.в.], 2004.– 20 с.
  7. Босенко А.И. Выявление функциональных возможностей сердечно-сосудистой и центральной нервной систем у по-дростков при напряженной мышечной деятельности: автореф. дисс. на соискание науч. степени канд. биол. наук: спец. 14.00.17 «Нормальная физиология» / А.И. Босенко. – Тарту, 1986. – 25 с.
  8. Босенко А.И. Возрастная динамика регуляции сердечно-сосудистой системы школьниц 10-14 лет при физических на-грузках по замкнутому циклу (с реверсом) / А.И. Босенко, В.В. Борщенко, А.В. Пертая // «Адаптаційні можливості дітей та молоді»: матеріали VI Міжнар. наук.-практичної конференції. – Одеса, 2008. – С. 40-45.
  9. Вікова фізіологія, шкільна гігієна і валеологія: тести, завдання для самопідготовки і питання екзаменаційних випробо-вувань: [навч.-метод. посіб.] / [Л.С. Соколенко, О.Ф. Головко, Г.Л. Воскобойнікова.]; за ред. П.Д. Плахтія. – Кам’янець-Подільський: ПП Буйницький О.А., 2010. – 148 с.
  10. Глазков Е.О. Дослідження процесу адаптації студентів до навчання у вищих навчальних закладах / Е.О. Глазков // Запо-рожский медицинский журнал. – 2013. – № 1. – С. 9-11. 
  11. Давиденко Д.Н. Методика оценки мобилизации функциональных резервов организма по его реакции на дозированную нагрузку / Д.Н. Давиденко // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». – 2011.– № 12 (70). – С. 52-57.
  12. Дорофеева Н.А. Адаптационная реакция сердечно-сосудистой системы на современные информационные и информационно-психоэмоциональные нагрузки у студентов / Н.А. Дорофеева // Український медичний альманах. – 2009.– № 5, Т. 12. – С. 70-72.
  13. Коваленко С.О. Комп’ютерна програма для реєстрації та аналізу ритму серця і дихання («CASPICO») / С.О. Коваленко, М.Е. Яковлєв // Авторське свідоцтво України № 11262 – 54 с. – Укр. – Деп. в УААСП 4.10.2004. – Реф. у офіційному бюле-тені «Авторське право і суміжні права». – 2005. – № 6. – С. 338.
  14. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода / В.М. Михайлов. – Иваново, 2000. – 200 с.
  15. Михалюк Є.Л. Вплив дозованих фізичних тренувань, проведених під контролем моніторів пульсу, на функціональний стан студентів з первинною артеріальною гіпертензією / Є.Л. Михалюк, С.М. Малахова. – Наука і освіта. – 2014. – № 8. – С. 128-133.
  16. Хрипкова А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с.
  17. Цонева Т.Н. Функциональные резервы центральной нервной и кардиореспираторной систем как критерий физической работоспособности / Т.Н. Цонева, А.И. Босенко // Физиологические факторы, определяющие и лимитирующие спортив-ную работоспособность: Тез. докл. XVI Всесоюзн. конф. по физиологии мышечной деятельности. – М., 1982. – С. 210-211.
  18. Цонева Т.Н. Координация деятельности сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов при напряженной мышечной работе с повышенной мотивацией / Т.Н. Цонева, А.И. Босенко, Н.С. Полищук // Межинститутский сб. науч. тр. – Л., 1991.– 230 с.
  19. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: монографія. – Ижевск: из-во «Удмурд-ский университет», 2009. – 255 с.
  20. Яблучанский Н.И. Вариабельность сердечного ритма в помощь практикующему врачу / Н.И. Яблучанский, А.В. Мартыненко. – Харьков, 2010. – 131 с.
  21. Baevsky R.M. The ballistocardiography in long-term space flights as a method of medical control / R.M. Baevsky, I.I. Funtova // Japanese J. Aerospace and Environment. Med. — 1997. — V. 34, № 4. — P.152-153.
  22. Cooper K. Physical training programs for mass scale use: effects on cardiovascular disease – fact and theories / K. Cooper // Ann. Clin. Res. – 1982. – V. 14, Suppl. 34. – P. 25-32.
  23. Tonello L. The role of physical activity and heart rate variability for the control of work related stress / L. Tonello, F.B. Rodrigues, J.W. Souza [et al.] // Front Physiol. – 2014. – Vol. 21, № 5.

Публикация статьи:

«Вестник проблем биологии и медицины» Выпуск 2 (136), 2017 год, 395-401 страницы, код УДК 37.015.3+612.17+37.091.212-055.25