Макаренко А. Н., Дручок В. И.

ГЕНДЕРНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНУШАЕМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ


Об авторе:

Макаренко А. Н., Дручок В. И.

Рубрика:

ЛЕКЦИИ

Тип статьи:

Научная статья.

Аннотация:

На школьников производится влияние как со стороны педагогов и родителей, так и со стороны ровесников. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Одним из видов влияния является внушение. Оно зависит как от способности субъекта внушать, так и от предрасположенности объекта к восприятию внушения - внушаемости. Внушением является вид влияния субъекта на объект при котором субъект требует выполнения определенных действий, или изменения убеждений, а объект выполняет это не задумываясь, без критического осмысления. Наиболее важной эта проблема является в школьном возрасте когда человек формируется, когда люди, которые влияют, формируют основу мировоззрения объекта. Определение степени внушаемости и ее гендерно-возрастных особенностей дает возможность обратить внимание на лиц которые требуют особого подхода и более интенсивного влияния со стороны педагогов и ограничения посторонних влияний. Природа внушения изучалась издавна, но существенных результатов в данной области достигнуто мало. Было выдвинуто ряд гипотез и создано несколько концепций внушаемости в психологии. Каждая из них интересна и имеет рациональное зерно, но ни одна не объясняет до конца суть явления. Наиболее обоснованной из них является психофизиологическая концепция Павлова И. П. Нами было проведено исследование уровня внушаемости среди школьников Черниговских ООШ. Из целого ряда методик определения уровня внушаемости нами были отобраны четыре методики, которые более всего отвечают школьному возрасту, данной выборке и специфике проведения исследования именно в школьных условиях. К отобранным методикам относятся: методика Буля П. И., методика Куе Э. и Боду-ена Д. № 1, методика Куе Э. и Бодуена Д. № 2 и методика Констамма У. В результате проведения исследования по отобранным методикам было выявлено: девочки значительно больше внушаемы чем мальчики; возрастной пик внушаемости приходится на 9-10 лет. Исходя из достигнутых результатов, можно утверждать что в возрасте 9-10 лет дети, особенно девочки, требуют дополнительного внимания, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. В этот период время ребенка должно быть максимально занято полезными делами, нужно активно формировать базовые мировоззренческие аспекты ребенка. Также целесообразно предложить тендерно дифференцированное обучение - так как развитие девочек и мальчиков идет не равномерно, девочки опережают в развитии мальчиков, мальчики чувствуя свою «отсталость» пытаются компенсировать ее агрессивностью. В возрасте 12-13 лет мальчики начинают критически относиться ко взрослым, и все их влияния воспринимают отрицательно. Поэтому внушения среди девочек можно равномерно распределить с 9 до 13 лет, а среди мальчиков нужно концентрироваться именно на возрасте 9-10 лет, потому что в 13 лет это уже малоэффективно. Данная работа показала, что хотя эта тема важна и актуальна, она все же недостаточно разработана как в общетеоретическом аспекте, так и в практическом, и особенно в гендерно-возрастном. Поэтому необходимы дальнейшие исследования в данном направлении.

Ключевые слова:

психология, внушаемость, гендер, возраст

Список цитируемой литературы:

  1. Звоников М. Д. Лечебный гипноз в практической медицине / М. Д. Звоников. - Житомир, 2004. - 268 с.
  2. Котлячков А. Оружие - слово : Оборона и нападение с помощью ... (Практическое руководство). / А. Котлячков. - М. : «КСП + », 2001. - 352 с.
  3. Мухина В. С. Детская психология : Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд. перераб. и доп. / Мухина В. С. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.: ил.
  4. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И. П. Павлов. - М. : Метгиз, 1951. - 508 с.
  5. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. - М. : «Наука», 1966. - 211 с.
  6. Свядощ А. М. Неврозы / А. М. Свядощ. - СПб. : Питер Паблишинг, 1997. - 448 с.
  7. Филатов А. Т. Аутогенная тренировка / А. Т. Филатов. - Киев : Здоров’я, 1979. - 143 с.
  8. Фоля Ю. П. Индивидуально-психологические проявления внушаемости как свойства личности : дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / Ю. П. Фоля. - Одесса, 2010. - С. 18-19.
  9. Фрейд З. Основной инстинкт / З. Фрейд. - М. : Изд-во АСТ-ЛТД. Олимп, 1997. - 656 с.

Публикация статьи:

«Вестник проблем биологии и медицины» Выпуск 2 Том 3 (120), 2015 год, 42-47 страницы, код УДК 159962. 7