Гавенко В. Л., Лещина И. В., Мозговая Т. П.

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА КАК ФАКТОР ПРЕВЕНЦИИ НЕПСИХОТИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА


Об авторе:

Гавенко В. Л., Лещина И. В., Мозговая Т. П.

Рубрика:

СОДЕРЖАНИЕ

Тип статьи:

Научная статья.

Аннотация:

Проанализированы результаты комплексного клинико-анамнестического, клинико-психопатологического, психодиагностического обследования 832 студентов Харьковского национального медицинского университета. Непсихотические психические расстройства у студентов-медиков былидиагностированы у 251 человека (30,17 %). Структура психической патологии представлена невротически- ми, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами, при меньшем значении аффективных, органических и поведенческих нарушений. Установлены общие и специфические маркеры риска-антириска развития НПР у студентов-медиков. Доказана стабильность, возможность использования для проведения массовых обследований студенческой молодежи ряда психодиагностических методик и их показателей, которые являются маркерами-мишенями психопрофилактического и психокоррекционного воздействия. Разработана система психопрофилактики НПР у студентов-медиков, которая состоит из ранней диагно- стики (скрининг для массовых обследований) и комплексных психопрофилактических мероприятий (по- этапное формированием групп риска, выявление и устранение факторов риска НПР, определение и потен- цирование факторов антириска НПР, выявление мишеней психопрофилактической и психокоррекционной работы).

Ключевые слова:

непсихотические психические расстройства, диагностика, психопрофилактика, мар- керы риска-антириска, студенты-медики.

Список цитируемой литературы:

  • Гавенко В. Л. Пограничные психические расстройства у лиц напряженного умственного труда / В. Л. Гавенко // Екс- периментальна і клінічна медицина. – 2000. – № 3. – С. 54–56.
  • Ильина М. А. Особенности пограничных психических нарушений у студентов / М. А. Ильина // Здоровье и образова- ние в 21 веке: 4 Междунар. науч. – практ. конф., май 2003 г.: тезисы докл. – М., 2003. – С. 272–273.
  • Кожина А. М. Нарушение адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности в вузе III–IV уровней аккреди- тации / А. М. Кожина, Л. М. Гайчук, Е. А. Зеленская // Медична психологія. – 2011. – № 1. – С. 37–39.
  • Марута Н. О. Состояние психического здоровья населения и психиатрической помощи в Украине // Нейро News: пси- хоневрология и нейропсихиатрия. – 2010. – № 5 (24). – С. 83–83.
  • Носков В. И. Студент в оздоровительно-воспитательном комплексе вуза. Основы психогигиенического обеспечения гуманистически ориентированной профессиональной подготовки студентов / В. И. Носков. – Донецк : Юго-восток, 2001. – 160 с.
  • Піскун Р. П. Особливості адаптаційного процесу студентів І курсу до вимог Болонської декларації / Р. П. Піскун, Т. Л. Полеся, А. А. Ващук [та ін.] // Клінічна та експериментальна патологія. – Чернівці, 2006. – Т. 5, № 1. – С. 20–22. Рогозина М. А. Ранняя диагностика пограничных психических расстройств у студентов медицинского ВУЗа / М. А. Рогозина, С. Н. Подвигин // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2009. – Т. 8, № 3. – С. 720–722.
  • Сінайко В. М. Стани психічної дезадаптації у студентів (клініка, динаміка, принципи корекції та профілактики) : авто- реф. дис. на здобуття наукового ступеня доктора мед. наук : спец. 14. 01. 16 «Психіатрія» / В. М. Сінайко. – Харків, 2005. – 35 с.
  • Соколова И. М. Психофизиологические механизмы адаптации студентов / И. М. Соколова. – Харьков : ХГМУ, 2007. – 412 с.
  • Уланова э. А. Методы оценки функциональных резервов психологического здоровья студентов медицинского вуза /э. А. Уланова // Психотерапия. – 2006. – № 8. – С. 27–31.
  • Швидкий О. В. Гігієнічна оптимізація навчання і заходи щодо охорони здоров’я студентів медичних училищ в умовах реформованої освіти: автореф. дис. на здобуття наук. ступення канд. мед. наук : спец. 14. 02. 01 «Гігієна» / О. В. Швид- кий. – Донецьк, 2003. – 14 c.

Публикация статьи:

«Вестник проблем биологии и медицины» Выпуск 3 Том 1 (110), 2014 год, 59-63 страницы, код УДК 616. 85 – 057. 87 – 084 – 07