Харченко Л. Б., Плиска А. И., Груша М. М., Шкробанец И. Д.

СОСТОЯНИЕ КОНТРАСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИ ГИПЕРМЕТРОПИИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Об авторе:

Харченко Л. Б., Плиска А. И., Груша М. М., Шкробанец И. Д.

Рубрика:

ПАТОМОРФОЛОГИЯ

Тип статьи:

Научная статья.

Аннотация:

Целью исследования было определить возможность контрастной чувствительности в диагностике нарушений рефракции зрительной системы, а именно в диагностике гиперметропии у школьников разных возрастных групп. Для решения указанной цели в работе использована схема возрастной периодизации человека, учитывающей анатомические, физиологические и социальные факторы, принятой на VII-й конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). Поскольку нагрузка на зрительный аппарат начинает расти примерно с 4-х лет, то в наше исследование были включены лица, принадлежащих к таким возрастным группам: первое детство (девушки и мальчики в возрасте 4-7 лет), второе детство (девушки в возрасте 8-11 лет и мальчики в возрасте 8-12 лет), подростковый возраст (девушки в возрасте 12-15 лет и мальчики в возрасте 13-16 лет) и юношеский возраст (девушки в возрасте 17-20 лет и юноши в возрасте 17-21 лет). Учитывая исследуемый контингент (дети, подростки и лица юношеского возраста, которые проходят обучение в средней школе) распределение в исследуемых в возрастных группах был следующим: девушки в возрасте 6-7 лет составляли возрастную группу Д1, мальчики в возрасте 6-7 лет – группу Х1, девушки в возрасте 8-11 лет – группу Д2, мальчики в возрасте 8-12 лет – группу Х2, девушки в возрасте 12-15 лет – группу Д3, мальчики в возрасте 13-16 лет – группу Х3, девушки в возрасте 16-17 лет – группу Д4, юноши в возрасте 17 лет – группу Ю. Исследование проведено с участием 744 школьников, из которых 393 лица женского и 351 человек мужского пола. Участники исследования распределились по возрастным группам следующим образом: группа Д1 – 66 девушек, группа Д2 – 141 девочка, группа Д3 – 126 девушек, группа Д4 – 60 девушек, группа Х1 – 51 мальчиков, группа Х2 – 155 мальчиков, группа Х3 – 91 мальчиков, группа Ю – 54 юноши. В данной работе, у каждого из обследуемых определяли остроту зрения с помощью таблиц Головина-Сивцева, контрастную чувствительность (КЧ) – с помощью таблицы контрастных оптотипов. Указанные показатели определялись для каждого глаза отдельно. Учитывая отсутствие существенной разницы между выборками данных, полученных при исследовании правого и левого глаза, числовые характеристики в работе представлены исключительно по результатам исследований правого глаза. Отсутствием нарушений рефракции в группе учащихся женского пола характеризовалось лишь 47,84% лиц (n = 188), а в группе учащихся мужского пола – 50,14% лиц (n = 176). Гиперметропия было обнаружено в группе учащихся женского пола в 17,05% лиц (n = 67), а в группе учеников мужского пола в 17,38% лиц (n = 61). Частота выявления гиперметропии в группе девушек и парней не приобретает статистической значимой расхождения (χ2 = 6,738; p = 0,081). Среди учащихся разных возрастных групп, в 11,70% (n = 46) исследованных лиц женского пола и в 11,97% (n = 42) лиц мужского пола выявлено одновременное снижение значения индекса КЧ до 2 и ниже и гиперметропии. В группах учащихся женского и мужского пола с гиперметропией численно преобладали лица, у которых впервые диагностировано нарушение рефракции с применением метода определения КЧ, что было подтверждено определением остроты зрения. Полученные результаты дают основания предположить возможность использования метода определения состояния КЧ с использованием таблицы контрастных оптотипов для ранней доклинической диагностики нарушений рефракции у детей школьного возраста.

Ключевые слова:

контрастная чувствительность, зрительный анализатор, гиперметропия, нарушения рефракции.

Список цитируемой литературы:

  1. Petruk SE. Vpliv patologichnich staniv u ditey na navchalno-vichovniy process u zagalnoosvitnich navchalnich zakladach. Visnik Gluchivskogo nacionalnogo pedagogichnogo universitetu imeni Olreksandra dovgenka. Ser.: Pedagogichni nauki. 2015;27:207-14. [in Ukrainian].
  2. Kostecka АО. Mediko-оrganizaciyna technologia optimizacii monitoring porushen zoru u shkoliariv [avtoreferat]. Nacionalna medichna academia pisliadiplomnoi osviti imeni P.L. Shupika: Кiev; 2014. 26 s. [in Ukrainian].
  3. Ostapova О. Teoretichni aspekti profilaktiki zoru u molodshich shkolyariv u konteksti vikoristannia innivaciynich technologiy. Sportivniy visnik Pridniprovyia. 2010;2:71-3. [in Ukrainian].
  4. Bondarenko С. Trenuvannia zorovogo analizatora uchniv 11–12 rokiv pri roboti z kompyterom. Naukovi zapiski. Ser.: Pedagogika. 2007;3:80-3. [in Ukrainian].
  5. Maslova NM. Dinamika funkcionalnich pokaznikiv zorovoi sistemi ditey i pidlitkiv v procesi navchannia u shkoli [avtoreferat]. Doneckiy dergavniy medichniy universitet ім. М. Gorkogo. Doneck; 2005. 23 s. [in Ukrainian].
  6. Davidenko EB. Kak uluchshit zrenie. Netradicionnie metodi lechenia. Profilaktika i lechenie narusheniy zrenia po metodu amerikanskogo doktora U.G. Geytsa. Prakticheskie soveti. Upragnenia. Кiev: Оrbita; 1991. 79 s. [in Russiаn].
  7. Ferfilfayn IL. Blizorukost. К.: Кniga plus; 1987. s. 9-17. [in Russiаn].
  8. Bazarniy VF. Broshuri. Chast IV «Povishenie effektivnosti stanovlenia psochomotornich funkciy v procesi razvitia i obuchenia detey s pomocschu proizvolnich ritmov telesnich usiliy». Sergiev-Posad: 1995. 40 s. [in Russiаn].
  9. Oftalmologichna dopomoga v Ukaraine zа 2014-2017 roki. Analitichno-statistichniy dovivdnik. Кr-y: «POLIUM»; 2018. s. 4-5. [in Ukrainian].
  10. Charchenko LB, Plyska ОІ, Grusha ММ, Shkrobanets ІD. Viznachennia gostroti zoru ta kontrastnoi chutlivosti v riznich vikovich grupach shkoliariv. Uкr. j. меdicini, biologii tа sportu. 2020;5.1(23):230-5. [in Ukrainian].
  11. Campbell FW, Robson JG. Application of fourier analysis to the visibility of gratings. J. Physiol. 1968;197(3):551-66.
  12. Arden GB, Jacobson JJ. A simple grating test for contrast sensitivity: preliminary results indicate value in screening for glaucoma. Invest Ophthalmol Vis Sci. 1978;17(1):23-32.
  13. Volkov VV, Коlesnikova LN, Shelepin YЕ. Metodika klinicheskoy viziokontrastometrii. Vestnik oftalmologii. 1983;3:59-61. [in Russiаn].
  14. Avetisov SE, Каschenko ТP, Piамshinova АM. Zritelnii funkcii i ich korrekcia u detey: rukovodstvo dlia vrachey. М.: 2005. s. 872. [in Russiаn].
  15. Маlаchкоvа NV. Оgliad suchasnich neyrofizilogichnich ta oftalmologichnich danich v diagnostici ta likuvanni chvorich na avbliopiyu. «Віомевісаь амв віоѕосіаі. Аі\ітннороі.ос-зу». 2012;18:246-8. [in Ukrainian].
  16. Меllіnа VB. Vpliv prizmovich okuliariv na kontrastnu chunlivist u detey z disbinokularnoyu ambliopieyu v procesi lakuvannia. Екsperimentalna I klinechna vedicina. 2016;4(73):148-54. [in Ukrainian].
  17. Vdovichenko ЕU, Каdoshnikova IV, Plyska АI, Shkrobanets ID, Lazorishinets VV. Nedostatochnost konvergencii u shkolnikov 1-4 klassov i ee znachenie dla optimizacii pedagogicheskogo processa v mladshey shkole. Uкr. j. меdicini, biologii tа sportu. 2017;6(8):164-70. [in Russiаn].
  18. Charchenko LB, Vdovichenko EU, Каdoshnikova IV, Plyska AI, Shkrobanets ID, Lazorishinets VV. Меtоdi issledovania kontrastnoy chuvstvitelnosti zritelnogo analizatora u detey i podrostkov. Uкr. j. меdicini, biologii tа sportu. 2018;3(12):193-8. [in Russiаn].

Публикация статьи:

«Вестник проблем биологии и медицины» Выпуск 2 (156), 2020 год, 309-314 страницы, код УДК 617.753:612.88-053.2.5

DOI: