Коба Л. В., Макарова М. О.

БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОИСКАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Об авторе:

Коба Л. В., Макарова М. О.

Рубрика:

ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Тип статьи:

Научная статья.

Аннотация:

Хронотип человека, как вариант циркадианного ритма, определяет периодические, достаточно стойкие во времени изменения его психофизиологического состояния, в том числе, работоспособности в течение суток. В современных условиях организации образовательного процесса как в средней, так и в высшей школе существенно увеличивается количество учащихся и студентов с промежуточным хронотипом. Студенты с разными хронотипами характеризуются разной суточной динамикой изменений температуры тела, показателей кардиореспираторной и вегетативной нервной системы. Биоритмологические особенности студентов первого курса оказывают влияние на изменения их работоспособности на протяжении рабочего дня, недели, семестра, достижение определенного уровня адаптации к организации образовательного процесса в высшем учебном заведении к концу первого года обучения. Студенты с промежуточным хронотипом считаются наиболее адаптированными к учебному процессу в современных условиях.

Ключевые слова:

хронотип, соискатели образования, физиологические особенности, биоритмологические особенности.

Список цитируемой литературы:

  1. Krot AF. Sovremennoe sostojanie hronobiologii. Voennaja medicina. 2012;4:121-31. [in Russian].
  2. Chernysheva MP. Cirkadiannye oscilljatory i gormony. Citologija. 2013;55(11):761-77. [in Russian].
  3. Enright T, Refinetti R. Chronotype, class times, and academic achievement of university students. Chronobiology International. 2017;34(4): 445-50.
  4. Luo Y, Pan R, Choi JH, Strobel J. Effects of Chronotypes on Students’ Choice, Participation, and Performance in Online Learning. Journal of Educational Computing Research. 2017;55(8):1069-87.
  5. Goncharenko MS, Timchenko AN. Adaptacionnye vozmozhnosti shkol’nikov v zavisimosti ot vozrasta i hronotipa. Prirodnichij al’manah. 2009;12:47-56. [in Russian].
  6. Rushakov DS. Harakteristika fiziologicheskih funkcij studentov s razlichnoj tipologicheskoj organizaciej. V: Snezhickij VA, redaktor. Materialy konferencii studentov i molodyh uchenyh, posvjashhennaja 90-letiju so dnja rozhdenija professora Borec Valentiny Maksimovny; 2017 Apr 20-21; Grodno. Grodno: GrGMU; 2017. s. 481-2. [in Russian].
  7. Kadovb EV, Sinkevich EV. Osobennosti rezhima pitanija studentov s razlichnymi hronotipami. V: Snezhickij VA, redaktor. Sovremennye dostizhenija molodyh uchenyh v medicine: sbornik materialov II Respublikanskoj nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem; 2015 Noja 27; Grodno. Grodno: GrGMU, 2015. s. 82-4. [in Russian].
  8. Mihajlenko DI. Osobennosti psihofiziologicheskogo sostojanija studentov v zavisimosti ot ih bioritmologicheskoj individual’nosti. V: Dimitriev DA, Saperova EV, redaktory. Fiziologija cheloveka: materialy Vserossijskoj zaochnoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennoj 85-letiju fakul’teta estestvennonauchnogo obrazovanija Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ja. Jakovleva. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2016. s. 171-5. [in Russian].
  9. Balbatun OA. Hronofiziologicheskie osobennosti studentov medicinskogo VUZa. V: Snezhickij VA, redaktor. Aktual’nye problemy mediciny: materialy nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj 55-letiju uchrezhdenija obrazovanija «Grodnenskij gosudarstvennyj medicinskij universitet»; 2013 Okt 3-4; Grodno. Grodno: GrGMU, 2013, Ch. 1. s. 48-52. [in Russian].
  10. Soltan MM. Mediko-social’nye aspekty sohranenija zdorov’ja studencheskoj molodezhi. V: Shebeko KK, redaktor. Zdorov’e dlja vseh: sbornik statej V Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. UO «Polesskij gosudarstvennyj universitet»; 2013 Apr 25-26; Pinsk. Pinsk: PolesGU, 2013. s. 145-9. [in Russian].
  11. Surnina OE. Hronotip i psihofiziologicheskie osobennosti studentov. Uchenye zapiski kafedry teoreticheskoj i jeksperimental’noj psihologii Rossijskogo gosudarstvennogo professional’no-pedagogicheskogo universiteta. 2008;2:85-97. [in Russian].
  12. Vitrishhak SV, Sichanova EV, Sanina EV, Klimenko AK. Osobennosti hronotipa studenty medicinskogo VUZA. Ukraуns’kij zhurnal klіnіchnoі ta laboratornoі medicini. 2012;7(2):84-6. [in Russian].
  13. Jusuphadzhieva LM. Hronofiziologicheskie osobennosti studentov Medicinskogo instituta 1, 3 kursov. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [Internet]. 2018 Ijul [citirovano 2019 Mar 22]; 5. Dostupno: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19129 [in Russian].
  14. Kovtunenko AJu. Hronotipy i adaptivnye osobennosti studentov pedagogicheskogo fakul’teta. V: Pedagogicheskie i psihofiziologicheskie problemy adaptacii detej i molodezhi: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. Internet-konf.; 2013 Mar 18-22; Belgorod. Belgorod: NIU BelGU, Ukr. inzh.-ped. akad.; 2013. s. 131-5. [in Russian].
  15. Hil’debrandt G, Mozer M, Lehofer M. Hronobiologija i hronomedicina. M.: Arnebija; 2006. 144 s. [in Russian].
  16. Glutkin SV, Chernysheva JuN, Zinchuk VV, Balbatun OA, Orehov SD. Fiziologicheskaja harakteristika lic s razlichnymi hronotipami. Vestnik Smolenskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii. 2017;16(2):48-58. [in Russian].
  17. Jancev AV, Kirillova AV, Chehun VF. Fiziologo-biohimicheskie osobennosti ljudej razlichnogo hronotipa. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Biologija. Himija. 2017;3(1):73-82. [in Russian].
  18. Orehov SD, Balbatun OA, Gerus DA, Tihonjuk JuA, Shavejko TV. Sutochnaja dinamika temperatury, rezul’tatov tonal’noj audiometrii i tonusa vegetativnoj nervnoj sistemy u studentov s razlichnym hronotipom. V: Snezhickij VA, redaktor. Aktual’nye problemy mediciny: materialy ezhegodnoj itogovoj nauch.-prakt. konf.; 2017 Janv 26-27; Grodno. Grodno: M-vo zdravoohranenija Resp. Belarus’, UO «Grodn. gos. med. un-t»; 2017. s. 745-8. [in Russian].
  19. Nestrugina ES, Chichikalo NI. Razrabotka individual’noj modeli sutochnogo ritma fiziologicheskih processov cheloveka. Naukovі pracі DonNTU. 2011;21(183):178-85. [in Russian].
  20. Stepanova SI. Sutochnye ritmy pokazatelej kardiorespiratornoj sistemy cheloveka. Biologicheskie issledovanija v kosmicheskoj biologii i medicine. Problemy kosmicheskoj biologii. 1989;64:34-60. [in Russian].
  21. Shea SA, Hilton MF, Hu K, Scheer FA. Existence of an endogenous circadian blood pressure rhythm in humans that peaks in the evening. Circ Res. 2011;108:980-4.
  22. Gubin DG, Weinert D, Rybina SV, Danilova LA, Solovieva SV, Durov AM, et al. Activity, Sleep and Ambient Light Have a Different Impact on Circadian Blood Pressure, Heart Rate and Body Temperature Rhythms. Chronobiology Int. 2017;34(5):632-49.
  23. Hermida RC, Ayala DE, Fernandez JR, Portaluppi F, Fabian F, Smolensky MH. Circadian rhythms in blood pressure regulation and optimization of hypertension treatment with ACE inhibitor and ARB medications. Am J Hypertens. 2011;24(4):383-91.
  24. Morris CJ, Hastings JA, Boyd K, Krainski F, Perhonen MA, Scheer FA, et al. Day/Night Variability in Blood Pressure: Influence of Posture and Physical Activity. American Journal of Hypertension. 2013;26(6):822-8.
  25. Komarov FI, redaktor. Hronobiologija i hronomedicina. M.: Medicina; 1989. 400 s. [in Russian].
  26. Pavlenko SI, Vedjasova OA. Parametry vneshnego dyhanija u studentov s raznymi bioritmologicheskimi tipami. Vestnik SamGU – Estestvennonauchnaja serija. 2014;3(114):187-96. [in Russian].
  27. Vedjasova OA, Pavlenko SI, Kretova IG. Vlijanie mental’nogo stressa na parametry patterna dyhanija u studentov s raznoj cirkadiannoj tipologiej. Ul’janovskij mediko-biologicheskij zhurnal. 2016;4:78-85. [in Russian].
  28. Jaunakajs NA, Zolotuhina AJu. Izuchenie zavisimosti psihofiziologicheskogo statusa ot hronotipa cheloveka. Vestnik TGU. 2010;15(1):100-4. [in Russian].
  29. Konnova SS. Jekologicheskaja ocenka adaptivnyh reakcij pervokursnikov s uchetom hronotipa [avtoreferat]. Omsk: Omskij gos. ped. un-t; 2010. 18 s. [in Russian].

Публикация статьи:

«Вестник проблем биологии и медицины» Выпуск 2 Том 1 (150), 2019 год, 35-41 страницы, код УДК 612:57.034:378

DOI: