Харченко Л. Б., Плиска А. И., Груша М. М., Шкробанець И. Д.

СОСТОЯНИЕ КОНТРАСТНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИ АСТИГМАТИЗМЕ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Об авторе:

Харченко Л. Б., Плиска А. И., Груша М. М., Шкробанець И. Д.

Рубрика:

ПАТОМОРФОЛОГИЯ

Тип статьи:

Научная статья.

Аннотация:

Цель работы. Определить значимость изменений контрастной чувствительности в диагностике нарушений рефракции у школьников разных возрастных групп. Объект и методы исследования. В работе для исследования зрительного анализатора использована схема возрастной периодизации человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, принятой на VII-й конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). В исследование были включены лица (девочки и мальчики), которые принадлежат к таким возрастным группам: первое детство, второе детство, подростковый возраст и юношеский возраст, всего 744 школьников. Из которых 393 человека женской и 351 человек мужского пола. У каждого из обследуемых определяли остроту зрения с использованием таблиц Головина-Сивцева, контрастную чувствительность (КЧ) – с использованием таблицы контрастных оптотипов. Указанные показатели определялись для каждого глаза отдельно. Результаты. Исследование состояния зрительной системы выявило отсутствие нарушений рефракции глаза только в 48,99% школьников (n=364). Нарушения рефракции было обнаружено в 51,01% школьников (n=379), среди которых включительно миопия или гиперметропия встречались в 35,53% школьников (n=264). Кроме того, в 15,48% школьников (n=115) указанные нарушения рефракции сопровождались астигматизмом. По результатам проведенного исследования установлено, что среди всех учеников разного возраста впервые выявленные нарушениях рефракции были характерны для 38,90% лиц (n=289) от общего количества обследованных участников исследования. Группа лиц с анамнестическими данными о выявленных ранее нарушениях рефракции составляла 12,11% лиц (n=90) от общего количества обследованных участников исследования. Итак, среди детей разного возраста, которые имели нарушения рефракции, 76,25% лиц (n=289) составляют группу, нуждающуюся в специализированной офтальмологической помощи, но не обращающиеся за ней в связи с отсутствием простых и понятных для рядовых граждан диагностических критериев ухудшение зрения. Определение индексов КЧ, которые характерны для лиц каждой из указанных выше групп, дает такие результаты для учащихся с впервые выявленными нарушениями рефракции: значение индекса КЧ=2 и ниже было характерно для 50,66% (n=192) от общего количества детей с нарушением рефракции и 66,44% от количества детей с впервые выявленными нарушениями рефракции. Выводы. Общие тенденции ухудшения состояния контрастной чувствительности зрения подобные изменениям в состоянии рефракции глаза в группах учащихся женского и мужского пола и имеют тождественной характер. При этом наличие астигматизма резко ухудшала контрастную чувствительность как у девочек так и у мальчиков. Таким образом, исследование состояния контрастной чувствительности глаза можно использовать как ранний метод доклинической диагностики нарушений рефракции у детей школьного возраста, в частности – астигматизма.

Ключевые слова:

контрастная чувствительность, зрительный анализатор, астигматизм, нарушение рефракции.

Список цитируемой литературы:

  1. Petruk SE. Vpliv patologichnich stniv ditey na navchalno-vichovniy process u zagalnoosvitnich navchalnich zakladach. Visnik Gluchivskogo nacionalnogo pedagogichnogo universitetu imeni Oleksandra Dovgenka. Seria: Pedagogichni nauki. 2015;27:207-14. [in Ukrainian].
  2. Kostecka АО. Mediko-organizaciyna technologia optimizacii monitoring porushen zoru u shkolariv [avtoreferat]. Nacionalna medichna academia pisladiplomnoi osviti imeni P.L. Shupika; Kyyiv: 2014. 26 s. [in Ukrainian].
  3. Kopaeva VG. Glaznie bolezni. М.: Меdicina; 2008. 560 s. [in Russiаn].
  4. Choshang ХА. Efektivnist likuvanna nabutoi korotkozorosti impulsavi elektro-magnitniv polem v poednanni z solkoserolov [avtoreferat]. Оdesa: 2002. 16 s. [in Ukrainian].
  5. Maslova NM. Dinamika funkcionalnich pokaznikiv zorovoi sistemi ditey i pidlitkiv v procesi navchannia u shkoli [avtoreferat]. Doneckiy dergavniy medichniy universitet ім. М. Gorkogo; Doneck: 2005. 23 s. [in Ukrainian].
  6. Davidenko EB. Kak uluchshit zrenie. Netradicionnie metodi lechenia. Profilaktika i lechenie narusheniy zrenia po metodu amerikanskogo doktore UGGeytsa. Prakticheskie soveti. Upragnenia. Кiev: Оrbita; 1991. 79 s. [in Russiаn].
  7. Charchenko LB, Plyska ОІ, Grusha ММ, Schkrobanets ІD. Viznachenna gostroti zoru ta kontrastnoi chutlivosti v riznich grupach schkolariv. Ukr. g. medicini, biologii ta sportu. 2020;5.1(23):230-5. [in Ukrainian].
  8. Bezkorovayna ІМ, Radnova VV, Voskresenska LК. Oftalmologia: navchalniy posibnik. Poltava: Divosvit; 2012. 248 s. [in Ukrainian].
  9. Ermakova EV, Orlik ІV. Kliniko-genetichna diagnostika porushen zoru u ditey. Маter. IV Міgnarodnoi naukova-praktichnoi konf. «Suchasniy svit i nezrach: rozvitok osobistosti v konteksti tiflogii» (Govten 2010, м. Luck). Кiev: 2011. s. 66-74. [in Ukrainian].
  10. Rikov ЕМ, Sаvina SА. Sovremennii aktualnii voprosi oftalmogenetiki v Ukraini. Tavricheskiy medico-biologicheskiy vesnik. 2013;16.3(2):177- 86. [in Russiаn].
  11. Dzinzura U. Porushenna zoru v ditachomu vici ta moglivist ich korekcii zasobmi fizichnoi terapii. Sportivna nauka Ukraini. 2017;5(81):16-21. [in Ukrainian].
  12. Savina ОМ. Кliniko-epidemichne obgruntuvanna zachodiv rannoi diagnostiki, likuvanna ta profilaktiki vrodgenoi i spadkovoi patologii organu zoru u ditey v Ukraini [avtoreferat]. Nacionalna medichna academia pisladiplomnoi osviti imeni P.L. Shupika; Kyyiv: 2017. 147 s. [in Ukrainian].
  13. Кuzmenko І. Vpliv specialno spramovsnich vprav na funlcionalniy stan zorovogo ta vestibularnogo analizatoriv schkolariv serednich kalasiv. Моloda sportivna nauka Ukraini: zb. nauk. pr. z galuzi fiz. vichovanna, sportu і zdorovya ludini. 2011;15(2):110-4. [in Ukrainian].
  14. Оdinokova NА. Korrekcia i razvitie zritelnogo vospriatia u detey doschkolnogo i mladshego vozrasta, imeuyschich, snigennie zriteknii vozmognosti: uchebnoe posobie. Novosibirsk: ООО «CSRNI»; 2014. 192 s. [in Russiаn].
  15. Barinov UV. V centri borbi so slepotoy spasauyt zrenie detam so vsey Ukraini: beseda s zaveduuyschim Centra detskoy oftalmologii (zapisala S. Paliy) [Internet]. Dostupno: https://www.unian.net/health/country/571665-v-tsentre-borbyi-so-slepotoy-spasayut-zrenie-detyam-so-vseyukrainyi.html [in Russiаn].
  16. Pasechnikova NV, Rikov SО. Vivchenna ta poperеdgenna vrodgenich tа spadkovich zachvoryuvan organu zoru – zaporuka uspishnoi profilaktiki slipoti ta invalidnosti. Vrodgena ta genetichno obumovlena slipota ta slabozorist. Problem diagnostiki, obstegenna ta kompleksne likuvanna: 4 nauk.-prakt. konf. dit. oftalmologiv Ukraini z mignar. uchastu, Govt 1-2; 2009 r.: tezi tа lekcii. Partenit, Аlushta: 2009. s. 307-15. [in Ukrainian].

Публикация статьи:

«Вестник проблем биологии и медицины» Выпуск 3 (157), 2020 год, 293-299 страницы, код УДК 617.753.3:612.844-053.2/.5

DOI: