Макаров С. А., Кальбус А. И., Шастун Н. П., Букреева Ю. В.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА CASE-BASED LEARNING В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


Об авторе:

Макаров С. А., Кальбус А. И., Шастун Н. П., Букреева Ю. В.

Рубрика:

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Тип статьи:

Научная статья.

Аннотация:

Статья посвящена обзору литературы по одной из методик, которая используется в современном образовании, в том числе – в медицинском образовании, а именно метода обучения на основе клинического случая, или case-based learning.Эта методика впервые была использована в 1912 году в Университете Эдинбурга, а в настоящее она получила широкое распространение в большинстве высших медицинских учебных заведений в странах Западной Европы, Северной Америки и в некоторых странах Азии и Африки. В статье обсуждается вопрос отсутствия четкого определения указанного метода, несмотря на большое количество научных работ, посвященных этому. Однако несмотря на разные взгляды на дефиниции относительно case-based learning, авторами данной статьи выделено основную общую черту, которая фигурирует в каждом определении независимо от автора: эта система является уникальной методикой, которая позволяет связать теоретические знания с клинической практикой в контексте применения этих знаний для решения реального конкретного клинического случая (кейса). Опираясь на данные Национального Центра проблемно-ориентированного обучения в науке, авторы выделили критерии, которым должны соответствовать кейсы (такие как аутентичность, стилистика изложения, логичность, последовательность, образовательная ценность и т. п.), ведь не каждый клинический случай из практики является показательным и удовлетворяет основной задачей case-based learning, а именно создание у студента определенной модели поведения при решении сложной неструктурированной проблемы. Также авторами выделены основные технологические составляющие данной образовательной методики, которые должны соблюдаться для реализации ее функций в полной мере. Авторы отмечают, что использование метода case-based learning способствует более глубокому изучению конкретной проблемы, помогает созданию модели поведения в конкретной ситуации. Подытоживая обзор собранных данных, авторы делают вывод о целесообразности использования данной методики в высшем медицинском образовании и бесспорные ее преимущества по сравнению с традиционными системами обучения.

Ключевые слова:

case-based learning, медицинское образование, клинический случай.

Список цитируемой литературы:

  1. Martinez-Garcia A, Morris S, Tscholl M, Tracy F, Carmichael P. Case-based learning, pedagogical innovation, and semantic web technologies. IEEE Transactions on Learning Technologies. 2012;5(2):104-16.
  2. Brown K, Commandant M, Kartolo A, Rowed C, Stanek A, Sultan H, et al. Case based learning teaching methodology in undergraduate health sciences. Revue interdisciplinaire des sciences de la santé-Interdisciplinary. Journal of Health Sciences. 2012;2(2):48-66.
  3. Sturdy S. Scientific method for medical practitioners: the case method of teaching pathology in early twentieth-century Edinburgh. Bull Hist Med. 2007;81(760):92.
  4. Thistlethwaite JE, Davies D, Ekeocha S, Kidd JM, MacDougall C, Matthews P, et al. The effectiveness of case-based learning in health professional education. A BEME systematic review: BEME Guide No. 23. Med. Teach. 2012;34(6):421-44. Available from: https://www.tandfonline.com/ doi/full/10.3109/0142159X.2012.680939
  5. McLean SF. Case-based learning and its application in medical and health-care fields: a review of worldwide literature. J Med Educ Curric Dev. 2016;3. DOI: 10.4137/JMECD.S20377

Публикация статьи:

«Вестник проблем биологии и медицины» Выпуск 4 Том 2 (154), 2019 год, 266-268 страницы, код УДК 378.61:091-476.6

DOI: